Правоохранительные органы России — Русский эксперт
Правоохранительные органы России — это государственные органы, в обязанности, которых входит осуществление деятельности по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, проведение оперативно-розыскной деятельности и оказание юридической помощи. Главными функциями правоохранительных органов являются:
- Конституционный контроль.
- Прокурорский надзор.
- Расследование нарушений права.
- Обеспечение безопасности.
- Исполнение решений суда.
- Оперативный розыск.
- Охрана общественного порядка.
- Юридическая помощь и консультирование.
- Предупреждение правонарушений.
[править] Министерство внутренних дел (МВД)
Эмблема Министерства внутренних дел РФМинистерство внутренних дел России (МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также выработку и реализацию государственной политики по данным вопросам. МВД, и, в частности, полиция, производят предварительное следствие и дознание по преступлениям небольшой, средней тяжести, а также тяжким преступлениям, не входящим в компетенции других следственных органов. Также МВД занимается оперативно-розыскной деятельностью. Министерство имеет сложную структуру состоящую из многих департаментов и управлений занимающихся конкретными задачами.
В состав МВД России входят:
- Полиция.
- Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (Госавтоинспекция).
- Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
- Главное управление по противодействию экстремизму.
- Главное управление собственной безопасности.
- Главное управление на транспорте.
- Главное управление уголовного розыска.
- Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
- Главное управление по контролю за оборотом наркотиков.
- Главное управление по вопросам миграции.
- Другие организации и подразделения, осуществляющие полномочия, возложенные на министерство.
Официальный сайт — http://мвд.рф.
[править] Следственный Комитет (СК)
Эмблема следственного комитета РФСледственный комитет России (СК РФ) осуществляет в соответствии с действующим законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. СК был основан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и начал свою работу с 15 января 2011 года.
Следственному Комитету подследственны уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, не считая подследственных другим ведомствам, например, дела об убийствах. Следователи СК РФ имеют специальные звания. Также в систему Следственного комитета РФ входит Главное военное следственное управление, которое осуществляет следствие по преступлениям совершенным военнослужащими Вооружённых Сил, Национальной Гвардии РФ, ПС ФСБ РФ, а также военнослужащими иных войск, сил, учреждений, формирований. Отсюда следует, что, к примеру, следствие по преступлению, совершённому военнослужащим войск Национальной гвардии, осуществляется именно сотрудниками Следственного комитета. Также данное правило распространяется и на лиц призванных на военные сборы и гражданский персонал Вооружённых Сил, ПС ФСБ РФ, иных войск сил, учреждений, формирований.
В Следственный Комитет РФ входят:
- Центральный аппарат СК России.
- Территориальные следственные органы (включая военные).
- Организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на СК России.
- Образовательные учреждения и научные организации системы СК России.
Официальный сайт — http://sledcom.ru/.
Эмблема прокуратуры РФПрокуратура РФ, независимо от других органов государственной власти, обеспечивает надзор за соблюдением законодательства России органами исполнительной власти, муниципальными образованиями и т. п., в том числе и за предварительным расследованием уголовных дел. Прокуроры, в частности, руководят дознанием и могут возбуждать дела о административных правонарушениях.
Стоит уточнить, что прокуратура не может самостоятельно возбуждать уголовные дела, но лишь передаёт материалы о предполагаемом преступлении в уполномоченный следственный орган. Наиболее известное в обществе направление деятельности прокуратуры — поддержка обвинения в суде.
Генеральным Прокурором в настоящее время является Юрий Яковлевич Чайка. При этом не стоит следует всю систему прокуратуры Генеральной Прокуратурой — это грубая фактическая ошибка. Прокурорам присваиваются классные чины (например, юрист третьего класса).
В Прокуратуру РФ входят:
- Генеральная прокуратура.
- Прокуратуры субъектов Российской Федерации.
- Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры).
- Военная прокуратура.
- Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах).
Официальный сайт Генпрокуратуры — http://genproc.gov.ru/.
[править] Федеральная служба безопасности (ФСБ)
Эмблема ФСБФедеральная служба безопасности РФ (ФСБ, наследница КГБ) осуществляет предварительное следствие и дознание по ограниченному кругу преступлений, угрожающих безопасности страны и жизни её граждан, таких как терроризм и шпионаж. Служба наделена правом ведения предварительного следствия и дознания, оперативно-розыскной и разведывательной деятельности. Дознаватели Пограничной Службы ФСБ РФ также занимаются дознанием по ограниченному кругу преступлений. Служба находится в непосредственном подчинении Президенту России.
В состав ФСБ РФ входят:
- Аппарат Национального антитеррористического комитета (НАК).
- Служба контрразведки (СКР).
- Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКСиБТ) в которую входят спецподразделения «А» («Альфа») и «В» («Вымпел»).
- Служба экономической безопасности (СЭБ).
- Служба оперативной информации и международных связей (СОИиМС).
- Пограничная служба (ПС).
- Следственное управление.
Официальный сайт — http://www.fsb.ru/.
[править] Федеральная таможенная служба (ФТС)
Эмблема ФТСФедеральная таможенная служба России осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела и валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного законодательства. ФТС входит в Министерство финансов России. В неё входят все региональные таможенные управления, таможенные службы и таможни.
Службы ФТС возбуждают уголовные дела и проводят неотложные следственные действия по ряду статей УК РФ, связанных с перемещением товаров через границу, а также с международными финансовыми операциями. Они проводят дознание по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей и незаконном перемещении через границу денежных средств физическими лицами. Также они занимаются оперативно-розыскной деятельностью.
В ФТС РФ входят:
- Региональные таможенные управления.
- Региональные таможни.
- Таможенные посты.
- Таможни центрального подчинения.
Официальный сайт — http://www.customs.ru/.
[править] Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия)
Эмблема войск национальной гвардии РФОсновная статья: Росгвардия
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является органом исполнительной власти по управлению военизированными подразделениями, выполняющими задачи внутри страны, такие как: охрана общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, обеспечение территориальной целостности РФ, помощь армии в обороне России от внешнего противника и др. Служба находится в ведении Президента Российской Федерации.
В состав службы входят подразделения, которые ранее входили в МВД:
- Собственно Росгвардия (создана на основе Внутренних Войск МВД).
- Специальные отряды быстрого реагирования (СОБР).
- Отряды мобильные особого назначения (ОМОН).
- Вневедомственная охрана (ОВО).
- Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, и авиационные подразделения.
Официальный сайт — http://www.rosgvard.ru/.
[править] Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС)
Эмблема МЧСОсновная статья: МЧС России
Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Данное министерство частично относиться к правоохранительным органам.
В состав МЧС РФ входят:
- Департамент оперативного управления.
- Департамент гражданской защиты.
- Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны.
- Департамент надзорной деятельности и профилактической работы.
- Департамент международной деятельности.
- Департамент гражданской обороны и защиты населения.
- Департамент авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации.
- Прочие департаменты и вспомогательные управления.
Официальный сайт — http://www.mchs.gov.ru/.
[править] Министерство юстиции (Минюст)
Эмблема Министерства юстиции РоссииМинистерство юстиции России (Минюст РФ) осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в данной сфере. В задачи Минюста входят: обеспечение исполнения Конституции Российской Федерации, исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций (НКО), политических партий и других организаций, оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, организация местного самоуправления и др. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений для реализации задач в установленной сфере деятельности.
К правоохранительным органам в составе Минюста относятся следующие службы:
- Федеральная служба исполнения наказаний.
- Федеральная служба судебных приставов.
Официальный сайт — http://minjust.ru/.
Эмблема Верховного суда РФОсновная статья: Судебная система России
Судебная система в России осуществляет правосудие и конституционный контроль на всей территории страны. Согласно принципу разделения властей в России действует самостоятельная и независимая судебная власть, состоящая из судов различных инстанций, которые и образуют судебную систему России.
В состав судебной системы РФ входят:
- Верховный суд РФ (ему подчинены Общие (территориальные) и Военные суды).
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским делам, по разрешению экономических споров, по уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Верховный суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховному суду подчиняются все суды на территории России, в их числе: арбитражные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Также в 2014 году, Верховному суду были переданы полномочия Высшего Арбитражного суда РФ (ВАС РФ). Официальный сайт — http://www.vsrf.ru/.
- Конституционный суд РФ (КС РФ)
Конституционный суд России является самостоятельным и независимым судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. КС РФ разрешает вопросы о толковании Конституции РФ, о соответствии законодательных и нормативных актов Конституции РФ, о конституционности применения тех или иных законов в конкретных случаях. Официальный сайт — http://www.ksrf.ru/.
Нотариат России — это правовой институт, органы которого выполняют обязанности по удостоверениям сделок и приданию юридической силы различным документам от имени Российской Федерации.
Согласно российским законам нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Официальный сайт — http://notariat.ru/.
ruxpert.ru
Министерство внутренних дел РФ | Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности | — Служба криминальной милиции. — Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. — Служба милиции общественной безопасности. — Следственный комитет. — Федеральная миграционная служба. — Служба собственной безопасности. — Внутренние войска и др. | — Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. — Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность). — Обеспечение исполнения уголовных наказаний. — Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками. — Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности. — Совершенствование работы с кадрами органов внутренних дел. — Развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск | Министерство юстиции (Минюст) РФ | Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти | — Центральный аппарат. — Территориальные органы и учреждения Минюста РФ. — Территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ. — Учреждения и организации, обеспечивающие деятельность Минюста РФ (например, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации и др.) | — Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.). — Создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов. — Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти. — Регистрация уставов общественных и религиозных объединений. — Организация и развитие системы юридических услуг. — Повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции. — Осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан. — Организация уголовно-исполнительной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы |
humanitar.ru
Правоохранительные органы (П. Ю. Петров, 2011)
© П. Ю. Петров, составление, 2011
© ООО «Издательство “Сова”», 2011
Система правоохранительных органов РФ
Признаки и понятие правоохранительных органов
Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.
Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.
Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.
Признаки первой очереди
1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.
Охрана права подразумевает:
а) восстановление нарушенного права;
б) наказание правонарушителя;
в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.
Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.
Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.
Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.
2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.
3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.
4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.
Признаки второй очереди
1. Право применения норм уголовного закона.
2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.
При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.
Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.
К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.
Состав системы правоохранительных органов
Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.
Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.
Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).
Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.
Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.
Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.
Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.
Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:
– органы прокуратуры;
– органы внутренних дел;
– федеральная служба безопасности;
– органы государственной охраны;
– органы государственной налоговой службы;
– таможенные органы;
– органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
– органы предварительного расследования;
– органы юстиции.
Функции системы правоохранительных органов:
– конституционный контроль;
– отправление правосудия;
– прокурорский надзор;
– расследование преступлений;
– оперативно-розыскная функция;
– исполнение судебных решений;
– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами
Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.
Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.
Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.
Нормативная база деятельности правоохранительных органов
Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.
Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.
Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.
Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».
Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.
Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.
Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.
Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.
Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.
Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.
kartaslov.ru
Что такое правоохранительные органы? Система правоохранительных органов в России :: SYL.ru
Что такое правоохранительные органы? Это специально созданная государством группа органов, которые должны охранять закон, порядок, права и свободы человека. Чтобы достичь поставленных задач, они обладают соответствующими материальными ресурсами и компетентны в вопросах защиты правопорядка на разных социальных уровнях.
Естественно, этого определения мало, чтобы понять, что такое правоохранительные органы. Это целая структура, перед которой поставлены конкретные цели, задачи и функции.
Признаки
Когда речь заходит о правоохранительных органах РФ, стоит обратить внимание на признаки, согласно которым они осуществляют свою деятельность:
- Чтобы осуществлять правоохранительную деятельность, государственные органы имеют законные полномочия.
- Деятельность осуществляется согласно букве закона, в рамках установленных процедур и правил, а не в произвольной форме.
- В процессе деятельности правоохранительные органы могут применить меры принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
- Все законные решения, принятые правоохранительными органами РФ, должны быть исполнены должностными лицами и гражданами.
Функции
Так же как и другие организации, существующие в обществе, государственные правоохранительные органы делятся на несколько видов, каждый из которых выполняет одну или несколько функций. В целом можно обозначить 9 функций, что выполняют органы правопорядка:
- Обеспечение безопасности.
- Контроль и исполнение судебных решений.
- Розыск преступников и людей, пропавших без вести (оперативный розыск).
- Охрана общественного порядка.
- Расследование правонарушений.
- Консультирование и юридическая помощь.
- Предупреждение правонарушений.
- Прокурорский надзор.
- Конституционный контроль.
Пожалуй, это основные задачи правоохранительных органов. Но кроме них есть и дополнительные функции, каждая из которых присуща своему виду органов правопорядка.
Разновидности
По большому счету система правоохранительных органов делится на две структуры: судовую и исполнительную. В своей основе это сложные структуры, за которыми закреплено множество задач и функций. Только классифицировать и изучать два столь больших образования очень сложно. В связи с этим систему правоохранительных органов разделяют на 12 категорий:
- Суды — конституционные и общей юрисдикции.
- Прокуратура.
- МЧС.
- Следственный комитет.
- ФСБ.
- Министерство внутренних дел РФ.
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
- Налоговые инспекции.
- Федеральная таможенная служба.
- Нотариат.
- Адвокатура.
- Министерство юстиции (к нему относится служба исполнения наказаний и служба судебных приставов).
Теперь с уверенностью можно сказать, что такое правоохранительные органы. Это специально созданная сложная структура, состоящая из отдельных органов, каждый из которых выполняет свои задачи, но вместе они исполняют функцию защиты правопорядка.
Министерство внутренних дел и Следственный комитет
Как уже было сказано, к правоохранительным органам относятся более десяти самостоятельных структур. Особенности каждой из них стоит рассмотреть отдельно, чтобы иметь представление, чем занимается конкретный орган правопорядка.
Итак, МВД, или Министерство внутренних дел, – это федеральный орган исполнительной власти, который занимается нормативно-правовым регулированием в среде внутренних дел, а также реализует государственную политику. В состав МВД входят полиция, управление по контролю за оборотом наркотиков и управление по вопросам миграции.
Следственный комитет (СК) осуществляет установленные государством полномочия в среде уголовного судопроизводства. Это относительно молодая структура, что относится к правоохранительным органам, так как была основана на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ в 2011 году. СК России в основном занимается досудебным расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.
Прокуратура и ФСБ
Если говорить о прокуратуре, то она не зависит от других органов государственной власти и должна обеспечивать надзор за соблюдением законодательства РФ правоохранительными органами. В задачи прокуроров входит дознание и возбуждение уголовных дел относительно административных правонарушений. Необходимо также уточнить, что прокуратура не может самостоятельно возбуждать уголовные дела, она просто передает материалы о совершенном преступлении в уполномоченные следственные органы. Самая известная в обществе деятельность прокуроров – поддержка в суде стороны обвинителя.
К прокуратуре РФ относится:
- Генпрокуратура.
- Прокуратуры субъектов РФ.
- Территориальные прокуратуры.
- Военная прокуратура
- Специализированная, то есть транспортная, пенитенциарная, природоохранная и т. д.
Что касается ФСБ (Федеральной службы безопасности), то этот орган правопорядка должен осуществлять предварительное следствие и дознание по конкретному кругу преступлений. К таким нарушениям правопорядка относятся все дела, которые угрожают безопасности страны и жизни ее граждан. Например, терроризм или шпионаж.
Таможенная служба и национальная гвардия
Федеральная таможенная служба производит надзор в области таможенного дела и валютного контроля. Однако ее основная функция – бороться с контрабандой и другими преступлениями, совершенными на подведомственной территории (таможне) или относящимися к сфере таможенного законодательства. Федеральная таможенная служба входит в состав Министерства финансов РФ и тщательно следит за международными финансовыми операциями и перемещением товаров за границу.
Также важная миссия возложена и на национальную гвардию. Хотя ее редко отмечают как отдельный орган правоохранительной системы, она тоже вносит свой вклад в соблюдение общественного порядка. Национальная гвардия – это компонент исполнительной власти, который управляет военизированными подразделениями, выполняющими задачи внутри страны. Их основные цели — защищать целостность страны, помогать в обороне России, обеспечивать общественный порядок и безопасность.
Министерство чрезвычайных ситуаций
МЧС – это служба, которая должна осуществлять функции выработки и реализации национальной политики, производить нормативно-правовое регулирование, контролировать сферу гражданской обороны, защищать население и территории от непредвиденных, опасных ситуаций природного и техногенного характера. Также сотрудники МЧС должны отвечать за пожарную безопасность и безопасность людей на водных объектах. Частично это министерство относят к правоохранительным органам.
В состав Министерства чрезвычайных ситуаций входят департаменты:
- Оперативного управления.
- Гражданской защиты.
- Специальной пожарной охраны и готовности сил.
- Профилактической работы и надзорной деятельности.
- Международной деятельности.
- Гражданской обороны и защиты населения.
Министерство юстиции
Немаловажное место в системе правоохранительных органов занимает Министерство юстиции. Оно должно вырабатывать государственную политику и регулировать нормативно-правовую сферу юстиции, а также следить за деятельностью других государственных органов исполнительной власти.
Министерство юстиции должно обеспечивать исполнение Конституции РФ, исполнение уголовных наказаний, следить за регистрацией некоммерческих организаций, политических партий и оказывать бесплатную юридическую поддержку населению. В сферу Минюста входит федеральная служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.
Суды и нотариат
И, конечно же, какая может быть система правоохранительных органов без тех, кто решает, на чьей стороне правда, то есть без судебной системы. Она осуществляет правосудие и конституционный контроль по всей территории страны. Сегодня в России действует самостоятельная и независимая судебная система, и она состоит из судов разных инстанций:
- Верховный суд. Это высший судебный орган, который не только решает спорные ситуации, но и контролирует работу других подведомственных судов.
- Конституционный суд. Самостоятельный и независимый судебный орган, что осуществляет судебную власть с помощью конституционного судопроизводства.
Пускай и небольшую, но все же очень важную роль играет нотариат. Хотя это скорее не правоохранительный орган, а правовой институт, удостоверяющий всевозможные сделки, придающий им юридическую силу.
Итак, подытожим, что такое правоохранительные органы. Это сложная структура, состоящая из множества объединений, которые следят за безопасностью и порядком.
www.syl.ru
Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов
Правоохранительная система весьма сложна и многогранна. Её цель – это обеспечение безопасности и сохранения прав всех субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин должен знать, что такое правоохранительные органы, как они функционируют, и на каких принципах базируется их деятельность.
Терминология
Давайте ознакомимся с несколькими определениями:
- Правоохранительными называют органы, которые осуществляют необходимую деятельность, обладая соответствующей компетенцией, а также нужными для этого материальными ресурсами. Более детально о задачах каждого из них мы поговорим далее.
- Правоохранительной называется деятельность, которая осуществляется упомянутыми ранее органами, которые уполномочены рядом прав для охраны и защиты общества благодаря применению юридических мер влияния.
Классификация
Какими же бывают правоохранительные органы? И какой деятельностью они занимаются? Разобраться с этим вам поможет следующий список:
- Конституционный суд Российской Федерации. Занимается контролем соответствия правовых процессов в государстве главному закону страны.
- Суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие на территории страны согласно действующему законодательству.
- Министерство юстиции Российской Федерации. Занимается организационным обеспечением деятельности судов.
- Прокуратура Российской Федерации. В её ведении находится надзор, а также выявление и расследование преступлений.
- Органы внутренних дел. Занимаются выявлением и расследованием преступлений.
- Адвокатура. Оказывает юридическую помощь, а также защиту в уголовных делах.
- МВД РФ. Занимается непосредственным обеспечением правопорядка в стране.
Функции
Мы уже разобрались, что такое правоохранительные органы. Теперь давайте рассмотрим их функции. Они такие:
- Охранять государственный и общественный строй.
- Укреплять законность и правопорядок.
- Защищать права и свободы гражданина и человека.
- Бороться с преступностью.
- Охрана законных прав, интересов и слежение за исполнением своих обязанностей.
Вот главные функции правоохранительных органов.
Основные субъекты системы
Мы знаем, что такое правоохранительные органы, и какие функции они исполняют. Но не могут они все иметь одинаковую важность. Давайте рассмотрим основные субъекты действия, которые имеет система правоохранительных органов в Российской Федерации:
- Прокуратура.
- МВД.
- Министерство юстиции.
Прокуратура
Является единой централизованной системой федеральных органов, которые осуществляют надзор за тем, чтобы точно и единообразно исполнялись законы. Здесь есть прокуратуры субъектов Российской федерации, военные и специализированные, а также территориальные. Всё это управляется ГП РФ. В качестве основных направлений деятельности можно привести следующее:
- Надзор за выполнением законов.
- Уголовное преследование, которое осуществляется согласно закону.
- Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека.
- Координация работы правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью.
- Прокуроры участвуют во время рассмотрения судами различных гражданских, административных и уголовных дел как государственные обвинители.
- Занимаются опротестованием решений, приговоров, постановлений и определений суда, которые противоречат закону.
- Осуществляют расследование преступлений, которые предусмотрены законом.
Эти государственные правоохранительные органы мог видеть в деятельности каждый, кто был хотя бы на одном заседании суда.
Министерство внутренних дел
Является федеральным органом исполнительной власти. Оно обеспечивает защиту свобод и прав гражданина и человека. Также Министерство внутренних дел занимается охраной порядка и обеспечением общественной безопасности. Оно заведует криминальными, экономическими и общественными преступлениями. Министерство внутренних дел выполняет такие задачи правоохранительных органов:
- Разрабатывает и принимает меры, направленные на защиту свобод и прав людей (в пределах своей компетенции).
- Целая система правоохранительных органов работает на то, чтобы предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения. А если это не удалось, то они занимаются выявлением, раскрытием и их расследованием.
- Следит за миграционными потоками.
- Обеспечивает исполнение уголовных наказаний.
- Занимается руководством внутренними войсками.
- Развивает и укрепляет собственную материально-техническую базу.
- Занимается подготовкой и совершенствованием нормативно-правовой основы для своей деятельности.
Как видите, функции правоохранительных органов весьма разносторонние.
Министерство юстиции
Так называется федеральный орган исполнительной власти, который занимается сферой юридических отношений. Также он координирует деятельность других веток исполнительной власти, чтобы она отвечала закону. Министерство юстиции выполняет следующие задачи правоохранительных органов:
- Правовое обеспечение нормотворческой деятельности.
- Создание условий для функционирования судов.
- Государственная регистрация всех нормативных актов, которые издаются центральными органами федеральной исполнительной власти.
- Развитие системы предоставления юридических услуг.
- Повышение квалификации кадров организаций и учреждений юстиции.
- Осуществление международно-правовой деятельности в сфере охраны прав и интересов граждан.
- Обеспечение организации уголовно-исполнительной системы.
Судебная власть
Она существует независимо от исполнительной и законодательной. На данный момент действует такая система правоохранительных органов:
- Конституционный суд. Является органом контроля, который независимо осуществляет свою власть.
- Суд общей юрисдикции. Осуществляет гражданское, административное, уголовное и другие виды производств.
- Арбитражный суд. Занимается рассмотрением экономических споров. В данном типе судов в качестве сторон могут выступать только те граждане, которые являются предпринимателями.
Проблемы правоохранительных органов
Самым главным является наличие отчуждения между народом и властью. Если есть правильно налаженное взаимодействие, то тогда можно получить устойчивое развитие (даже при наличии внутренних проблем и внешних конфликтов). Поэтому выстраивается саморазвивающаяся система, которая вовлекает граждан для решения широкого спектра вопросов, начиная от местного самоуправления до государственного уровня. В неё на данный момент времени входят такие направления:
- Выборы.
- Деятельность общественных структур (среди которых наиболее весомыми являются общественные палаты).
- Инициативы граждан.
Деятельность правоохранительных органов имеет определённые проблемы. Если ознакомиться с отзывами людей, часто можно встретить нарекания на низкую внутреннюю организацию и медленность реагирования. Справедливости ради следует отметить, что представители структур, которые готовы даже пожертвовать своей жизнью или просто отнестись со всем возможным вниманием к проблеме, – тоже не редкость.
Существуют значительные проблемы с системой судов. Так, в Российской Федерации один из самых низких процентов оправдательных приговоров в мире. Поэтому широко применяется инструмент амнистии для освобождения людей, которые содержатся за решеткой за незначительные правонарушения или имеют облегчающие обстоятельства. Второй стороной медали является то, что благодаря такой системе часто на свободу выходят преступники, место которых – в тюрьме.
Заключение
Конечно, система безопасности нашего государства не универсальна, а права правоохранительных органов постоянно выступают объектом общественных дискуссий. Но постепенно во время эволюционного развития любая организация совершенствуется (если она хочет существовать). Нам же нужно проявить свою гражданскую позицию, чтобы поспособствовать улучшению правоохранительных органов. Сделать это можно, сообщая в соответствующие инстанции о ненадлежащей работе определённых структур. Тогда вы будете не только знать, что такое правоохранительные органы, но и сможете влиять на качество их функционирования.
fb.ru
Правоохранительные органы — это… Что такое Правоохранительные органы?
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел,… … Юридический словарь
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы… … Современная энциклопедия
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Большой Энциклопедический словарь
Правоохранительные органы — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Политология. Словарь.
правоохранительные органы — сущ., кол во синонимов: 7 • милиция (19) • наркоконтроль (3) • … Словарь синонимов
Правоохранительные органы — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Правоохранительные органы — государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью… Источник: ДОГОВОР О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ… … Официальная терминология
правоохранительные органы — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Энциклопедический словарь
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности. В широком смысле слова к П.о. относятся все… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший… … Энциклопедический словарь экономики и права
dic.academic.ru
Книга Правоохранительные органы. Шпаргалки читать онлайн бесплатно, автор на Fictionbook
1. Понятие правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность – это один из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.
В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.
Итак, правоохранительная деятельность в широком смысле — это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. А в узком смысле – это деятельность специально уполномоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме.
2. Понятие правоохранительных органов
Государство создает специальные органы, основной целью которых является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным.
1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.
2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.
3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.
4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.
Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы в связи с развитием системы правоохранительных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, налоговой полиции. Некоторые специалисты относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы.
3. Функции правоохранительных органов
Функции правоохранительных органов – это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.
Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.
Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами Федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.
Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно, и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.
Поскольку сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности, в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами.
4. Нормативная база курса «Правоохранительные органы РФ»
Нормативной базой курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» является система правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. Главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить. В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.
Следующую иерархическую ступень занимают федеральные конституционные законы, принятые в развитие конституционных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например, закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например, закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации „О прокуратуре Российской Федерации“».
Далее следуют указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
К нормативной базе курса относятся также постановления Правительства Российской Федерации, а также ведомственные акты — приказы, инструкции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.
Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией.
5. Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов
В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата.
Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе.
Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие – ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности.
6. Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов
Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются помимо Конституции РФ закон «О статусе судей в Российской Федерации», закон «О судоустройстве РСФСР», Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации».
Закон «О судебной системе РФ» закрепил понятие «судебная власть», раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В законе определены судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.
Часть норм закона «О судоустройстве РСФСР» продолжает действовать и в настоящее время. Это, прежде всего, относится к разделу 5 закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.
Закон «О статусе судей в РФ» закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.
Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.
7. Законы, регламентирующие деятельность прокуратуры, органов безопасности, налоговой службы и органов внутренних дел
Организация и деятельность прокуратуры регламентируется законом «О прокуратуре Российской Федерации». В 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, по сути, был принят новый закон. В нем определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплены система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлены порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.
Организация органов безопасности определяется Федеральными законами: «О безопасности», который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность; «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О внешней разведке», «О федеральных органах правительственной связи и информации», «О государственной охране». Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.
Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами «О государственной налоговой службе в РСФСР» и «О федеральных органах налоговой полиции». Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.
Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируются рядом законов. В первую очередь это закон «О милиции», определяющий ее задачи, разделение на милицию общественной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и компетенция других подразделений регламентируется законами «О пожарной безопасности», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и некоторыми другими.
8. Понятие судебной власти
В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти.
Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государственной власти.
Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин «судебная власть» понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин «власть» все же следует понимать как способность распоряжаться и управлять. Поэтому судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам – судам – и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона.
1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами (ст. 11 Конституции РФ).
2. Исключительность судебной власти — признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 закона «О судебной системе РФ»).
3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 закона «О судебной системе РФ»).
4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 закона «О судебной системе РФ».
5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом.
6. Властный характер полномочий суда — один из самых существенных признаков судебной власти.
9. Суд как орган судебной власти
Понятие «суд» имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.
Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, товарищеский суд), не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.
Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют от имени государства.
Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.
Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности. Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.
10. Судебная система Российской Федерации
Судебная система – это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и законом «О судебной системе Российской Федерации». В этом законе закреплено, что перечень судов, указанных в законе, является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается.
Систему федеральных судов составляют:
1) Конституционный Суд РФ;
2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Кроме того, законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно не зависимые друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.
Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной – возглавляется Верховным Судом РФ.
Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, то есть тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.
fictionbook.ru